Школа социального проектирования

10 основных ошибок, допущенных участниками конкурса президентских грантов:

1.Общие фразы в описании актуальности и социальной значимости проекта
В заявках часто говорится об общемировых ситуациях, словах президента, мировых тенденциях.
Эксперты, однако, ждут описания конкретной проблемы в конкретном регионе и рассказа о том, как ее
решает проект. Эксперты ждут статистики и отсылок к исследованиям социальной среды в регионе — а
вместо этого получают общие фразы и размытые заявления.
2. Цели и задачи проекта не связаны с мероприятиями
Проблемы с размытыми формулировками есть и здесь: цель должна быть короткой, внятной и
понятной. Распространенная ошибка — нарушение логики. Мероприятия в заявке не решают задачи
проекта и приводят в итоге совсем не к заявленной цели. Эксперты не всегда понимают, как выбранная
методика решает обозначенные в заявке проблемы, а самое главное — откуда возьмутся пенсионеры,
дети, молодежь, которые указаны как благополучатели? Часто организация не пишет, где она разместит
информацию о своем проекте, чтобы та достигла целевой аудитории.
3.Оторванность от рынка социальных услуг в регионе и стране
Каждый третий эксперт говорит, что организации не знают, что происходит в их секторе, в регионе и
стране, часто используют устаревшие технологии и методики. И если для небольших проектов,
особенно в маленьких населенных пунктах, не так важна инновационность и уникальность, то для
крупных и дорогих проектов эти показатели очень важны.
4. Затраты не соответствуют результатам, а результаты — неизмеримы
«Сотни тысяч счастливых посетителей в каждом городе» — это не результат проекта. Точно так же, как
и число проведенных семинаров, научных интервью, поставленных заборов и закупленного
оборудования. Эксперты хотят увидеть, сколько человек из целевой группы получили благо, насколько
улучшились их социальные условия.
5. Большие масштабы маленького проекта
Все организации хотят проводить мероприятия исключительно в Крыму или Севастополе — вне
зависимости от рода мероприятия, а когда им отказывают, обвиняют экспертов в коррупции,
пожаловались организаторы. Между тем положение о региональной НКО запрещает проводить
мероприятия в другом регионе, для этого нужен статус межрегиональной или всероссийской
организации.
6.Нереалистический бюджет
Со статьей, описывающей бюджет, оказалось больше всего проблем. Ошибкой считалось, если там
оказывались расходы на что-то, чего нет в плане, или если вместо конкретного указания статьи
расходов были расплывчатые формулировки «на продвижение в СМИ и в социальных сетях». Другая
ошибка — не указывать, что будет с дорогостоящим оборудованием, когда проект
закончится. Эксперты также отказывались финансировать текущую деятельность проекта, если
показатели, направленные на благополучателей, были слишком низкими.
7.Нет вклада организации
Речь идет не только о деньгах или спонсорской поддержке. Вкладом организации может быть помощь
ее волонтеров, договоренности с площадкой или тренером, использование собственного оборудования.
Организаторы рекомендуют указать рыночную стоимость услуг, отметив, что это труд волонтеров или
бартер.
8.Недостаток опыта
Основная проблема — когда НКО нигде, ни в заявке, ни на собственном сайте, ни в социальных сетях,
не указывает опыт реализации соразмерного по сумме и масштабности проекта. Если у организации нет
опыта в сфере, то он может быть у самой команды, но важно это указать.
9.Партнёры без доказательств
У некоммерческой организации может быть партнер, который предоставляет ей площадку, помогает
финансами или оборудованием или пишет о проекте. Но вместо документов от партнеров с согласием
на участие в проекте и готовностью оказать конкретный вид помощи организации часто прикрепляли
общие договоры о сотрудничестве с партнером или благодарственные письма.
10. Информационная закрытость организации
Ссылки на заблокированные сайты, страницы в соцсетях, где двадцать подписчиков и четыре записи,
отсутствие сообщений о собственных мероприятиях — все это играло не на пользу организации по
данному пункту. Зачастую не было отчетов о проделанной работе даже у организаций, которые уже
получали президентские гранты в прошлые годы, — только общие фразы, что проект завершен. Все эти
организации получили низкие баллы.

Типовые замечания по бюджету:

Корректное составление бюджета проекта в значительной степени влияет на перспективы получения
гранта, поскольку оценки заявки, связанные с бюджетом проекта, определяют до 40 баллов в
значении рейтинга заявки с запрашиваемой суммой гранта свыше 500 тыс. рублей и до 10 млн. рублей,
до 35 баллов в значении рейтинга заявки с запрашиваемой суммой гранта до 500 тыс. рублей и свыше
10 млн. рублей.
К числу типовых причин, вследствие которых заявки на участие в конкурсе получили невысокий
рейтинг, можно отнести:

  • отсутствие корректных комментариев к указанным расходам (комментарии либо
    практически не были заполнены, либо содержали общие фразы; из комментариев было
    сложно определить, с какими мероприятиями календарного плана проекта связаны данные
    расходы, почему их необходимо произвести, как рассчитана стоимость, что входит в эти
    расходы);
  • завышенную запрашиваемую сумму гранта, не совсем соотносимую с заявленными
    результатами и масштабом проекта (например, на не отличающийся особой уникальность
    проект регионального масштаба запрашивалось более 3 млн. рублей, а на совсем локальный
    проект – более 500 тыс. рублей; некоторые небольшие организации практически без опыта
    запрашивали гранты в объеме, в разы превышающем сумму их расходов за предыдущий
    год; ряд заявителей не учли рекомендации фонда не просить больше в расчете на то, что все
    равно грант будет выделен в меньшем размере; чем больше была запрашиваемая сумма
    гранта, тем большие требования к качеству описания проекта и бюджету предъявлялись
    экспертами);
  • несоответствие бюджета календарному плану проекта (например, в бюджете были
    предусмотрены расходы в расчете на количество участников мероприятий, не
    соответствующее календарному плану, или расходы на аренду помещения и оплату труда
    персонала проекта по периодам частично не совпадали со сроками проведения мероприятий по
    календарному плану);
  • отсутствие софинансирования либо нереалистичное или совсем незначительное
    софинансирование (отсутствие софинансирование могло рассматриваться экспертами в том
    числе как свидетельство недостаточной актуальности и востребованности проекта на
    территории; был ряд примеров, когда на реализацию проекта организации с опытом
    запрашивали более 3 млн. рублей без какого-либо собственного вклада, что отрицательно
    воспринималось экспертами);
  • представление, по сути, коммерческого проекта как социальной инициативы
    некоммерческой организации (например, проект предусматривал закупку оборудования,
    которое могло использоваться с целью ведения малого бизнеса, или фактическое оказание
    платных услуг целевой группе за счет президентского гранта);
  • включение в бюджет приобретения товаров, работ, услуг у коммерческой организации или
    индивидуального предпринимателя, аффилированных с заявителем или его руководством, в
    объеме, превышающем 30% запрашиваемой суммы гранта (без прямого указания в
    комментарии на аффилированность и без обоснования закупки именно у аффилированного
    лица);
  • запрос гранта на осуществление недопустимых расходов, например, на капитальное
    строительство;
  • включение в бюджет необоснованно высоких расходов на создание или модернизацию
    порталов, сувенирную продукцию;
  • запрос гранта на проведение ежегодных мероприятий (форумов, конференций, фестивалей)
    без качественного описания ожидаемого социального эффекта, в том числе влияния на
    целевую аудиторию (мероприятие само по себе не может быть результатом проекта, его
    проведение должно приводить к позитивным изменениям, которые должны быть описаны;
    указание количества и состава участников в этом случае совершенно недостаточно).

Не рекомендуется предусматривать использование гранта на осуществление следующих расходов:

  • расходов на рекламу, в том числе продвижение сайтов, групп в социальных сетях, публикации в
    электронных и печатных средствах массовой информации, плату за размещение билбордов и
    баннеров;
  • расходов на регрантинг, в том числе предоставление грантов, премий (за исключением небольших
    премий для талантливых детей и молодежи в области науки, образования, просвещения,
    искусства и культуры), благотворительные пожертвования в денежной форме;
  • расходов на приобретение призов стоимостью более 4000 рублей, подарков;
  • расходов на приобретение продуктов питания с целью их раздачи в виде материальной
    (благотворительной) помощи;
  • расходов на приобретение путевок;
  • расходов на фундаментальные научные исследования;
  • расходов на создание новых памятников, монументов;
  • непредвиденных расходов, а также недетализированных «прочих расходов»;
  • расходов на издание рукописей (при фактическом отсутствии иной деятельности по проекту).

Не допускается осуществление за счет гранта следующих расходов:

  • расходов, непосредственно не связанных с реализацией проекта;
  • расходов на осуществление предпринимательской деятельности;
  • расходов на приобретение недвижимого имущества (включая земельные участки), капитальное
    строительство новых зданий;
  • расходов на приобретение алкогольной и табачной продукции, а также товаров, которые являются
    предметами роскоши;
  • расходов, предусматривающих поддержку политических партий, кампаний и акций, подготовку и
    проведение митингов, демонстраций, пикетирований;
  • погашения задолженности организации;
  • уплаты штрафов, пеней.

Формального ограничения по размеру гранта не установлено, целесообразность предложенной
сметы и соответствие запрашиваемого размера гранта целям и результатам проекта будут
оценивать эксперты.
Рекомендуется придерживаться следующих размеров запрашиваемого гранта в зависимости от типа
проекта:
до 500 000 рублей – проекты, реализуемые организациями с небольшим опытом и (или) на небольшой
территории; (60 баллов)
свыше 500 000 рублей и не более 3 000 000 рублей — региональные проекты; (65 баллов)
свыше 3 000 000 рублей — проекты, реализуемые на территории нескольких регионов или федеральных
округов; (68 баллов)
свыше 10 000 000 рублей – проекты общероссийского масштаба и значимости. (70 баллов)